Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Что такое болезнь ТЭЛА в медицине? Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) — закупорка 1 или больше легочных артерий. Зачастую становится осложнением тромбоза в системе нижней полой вены, реже причины тромбоэмболии легочной артерии — сгустки крови в системе верхней полой вены или правой камере сердца. Клиническая картина включают нехватку кислорода, боли в грудине, синюшный оттенок кожи, кашель. Состояние жизнеугрожающее и требует срочного лечения.

Если своевременно выявить симптомы тромбоэмболии мелких ветвей легочной артерии и оказать правильную медицинскую помощь, то есть все шансы на полное выздоровление. Не усугубляйте ситуацию и не откладывайте визит в «Клинику АВС», если вас беспокоят какие-либо признаки болезни.

Общие сведения

Что это за диагноз ТЭЛА? Данное заболевание представляет собой внезапную окклюзию ветвей или ствола артерии, которая снабжает легкие кровью, сгустком крови. Заболевание связано с высокой летальностью. Смерть в 90 % случаев связана с отсутствием своевременной диагностики тромбоэмболии легочной артерии и лечения.

Причины ТЭЛА

Практически все легочные эмболы становятся следствием тромбов в венах ног. Риск патологии возрастает, если сгустки крови локализируются проксимальнее вен голени. Тромбы также образовываются в венах рук или в центральных венах грудины (например, при использовании центральных венозных катетеров). На этом причины ТЭЛА не заканчиваются.

В 10-15% случаев причины тромбоэмболии легочной артерии — состояния, которые предрасполагают к образованию тромбов, эмболий в легочной артерии: ревматическая лихорадка, миокардит, кардиомиопатии, ИБС, пороки сердца. Помимо этого причины ТЭЛА у молодых мужчин и женщин могут быть связаны с:

• септическим генерализованным процессом;
  • тромбофлибией;
  • раком;
  • антифосфолипидным синдромом.

Факторы риска

Развитию патологии способствуют: сердечная недостаточность, оперативные вмешательства, травмирование, постельный режим и прочие состояния, при которых замедлен ток крови, повреждены сосуды, сгущается кровь.

Другие фотокоры риска:

• прием диуретиков или препаратов, повышающих свертываемость крови;
  • нарушения гемостаза, обмена веществ (сахарный диабет);
  • варикоз;
  • артериальная гипертензия;
  • тромбоэмболия в анамнезе;
  • беременность;
  • дегидратация;
  • вредные привычки.

По характеру протекания патология может быть острой и хронической.

Острая тромбоэмболия ветвей легочной артерии характеризуется быстрым (иногда молниеносным) нарастанием симптоматики, при которой сердце, органы дыхательной системы перестают нормально функционировать. Данной форме свойственно прогрессировать и осложняться инфарктом легких (при молниеносной форме сразу наступает смерть).

Хроническая тромбоэмболия мелких ветвей легочной артерии характеризуется рецидивами тромбов в легочной артерии. Симптоматика включает повторные инфаркты легких, воспаление плевральных лепестков, развитие недостаточности правого желудочка. Рецидивирующая тромбоэмболия легочной артерии часто характерна для постоперационного этапа, на фоне злокачественных процессов, тяжелых патологий сердца и сосудов.

Клинические симптомы ТЭЛА

Клинические симптомы ТЭЛА могут вовсе не проявляться или вызвать внезапный летальный исход. Все зависит от размера и количества сгустков, состояние здоровья пациента, а также от того, насколько хуже стал ток крови.

Симптомы тромбоэмболии мелких ветвей легочной артерии имеет неспецифические, они не указывают напрямую на заболевание, что затрудняет диагностику:

1. Снижение АД, боли в груди, мерцательная аритмия, пульсирующие вены на шее, шум в ушах, головокружение, менингальные симптомы.
  2. Отдышка, цианоз, кашель, кровохарканье, хрипы.
  3. Подъем температуры из-за воспаления в легких.
  4. Болезненное увеличение печени в объеме, диспепсические расстройства.
  5. Высыпания на коже, повышение эозинофилов, медиаторов воспаления в крови.

Осложнения

Небольшие эмболы не всегда опасны. Большинство из них подвергаются лизису и самостоятельно растворяются. Крупные тромбы нередко приводят к:

• рефлекторному учащенному дыханию (тахипноэ);
  • гипоксемии и пониженному уровню кислорода в крови;
  • закрытию просвета бронхов, патологическому изменению суфрактанта; легочная эмболия.

Если компенсационные механизмы не срабатывают, то состояние становится причиной асистолии и летального исхода.

Диагностика тромбоэмболии легочной артерии

Поставить диагноз тромбоэмболия легочной артерии не всегда удается с первого раза. Это связано с тем, что симптоматика неспецифичная, ее сложно дифференцировать от других болезней (ИБС, ХЗЛ, ХСН), осложнений рака и травм, операций.

1. Диагноз ТЭЛА ставят после получения данных:
  2. Анамнеза, клинической картины.
  3. Лабораторных исследований (биохимический, клинический анализ крови, коагулограмма, исследование Д-димера).
  4. Инструментальных исследований (электрокардиография в динамике, ренгренография легких, ЭхоКГ, введение в вену радиоактивного препарата и дальнейшее исследование тканей, УЗДГ вен ног, рентгенографическое исследование вен с контрастом, ангиопульмонография).

Лечение ТЭЛА

При гипоксемии требуется кислородное обеспечение. При гипотензии необходимо в/в введение физиологического раствора (0,9%). Если это не приводит к необходимому уровню повышению АД, дополнительно назначаются вазопрессоры.

Лечение ТЭЛА обязательно включает антикоагулянтную терапию в начале развития патологии. Она помогает растворить тромбы и восстановить кровоток в легочной артерии. Далее для профилактики назначают гепаринотерапию.

При отсутствии отклика на антикоагулянты назначается операция. При рецидивирующей форме в сосуд устанавливают специальный фильтр.

Прогноз тромбоэмболии легочной артерии и профилактика

Тромбоэмболия ветвей легочной артерии имеет благоприятный прогноз, если пациент вовремя обратился за помощью врача. Если же медикаментозная терапия не проводилась, то зачастую развивается хроническая тромбоэмболия легочной артерии, при которой болезнь ТЭЛА рецидивирует (рецидивирующая тромбоэмболия легочной артерии). Поэтому любые подозрения на болезнь ТЭЛА должны стать поводом обращении к врачу.

Такая патология имеет в каждом случае разные симптомы лечение и прогноз тромбоэмболии легочной артерии. Высококвалифицированные ангиохирурги, флебологи и кардиологи «Клиники АВС» имеют внушительный практический опыт в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому быстро окажут профессиональную медицинскую помощь даже в самых сложных случаях.

тэла
тэла лечение
тэла клинические симптомы
что такое тэла в медицине