Инфекционный эндокардит

Инфекционный эндокардит

Хронический, подострый или острый инфекционный эндокардит — воспаление в соединительнотканной оболочке сердца (эндокарде). Сопровождается вегетациями на клапанах либо подклапанных структурах, их разрушением, ухудшением функционирования, формированием недостаточности клапана.

Осложнения инфекционного эндокардита угрожают не только общему здоровью, но и жизни человека. Чтобы не допустить их развития обращайтесь в «Клинику АВС». Здесь вам помогут высококвалифицированные специалисты с внушительным опытом в лечении кардиологических заболеваний. Медицинский центр оборудован лучшим высокотехнологичным оборудованием, что позволяет нам в кратчайшие сроки поставить диагноз и назначить индивидуальное лечение для каждого пациента.

Этиология

Заболевание развивается на фоне адгезии патогенного микроорганизма к эндокарду. Существует широкий список инфекционных возбудителей, которые становятся причиной патологии: бактерии, вирусы, грибки. Зачастую очагом инфекции являются стрептококки — примерно 70 % случаев. Из них самый распространенный — зеленящий стрептококк.

Также встречаются золотистые стафилококки, аэробная грамотрицательная палочка, анаэробные организмы, грибки, полимикробная инфекция и пр.

Патогенез

Патогенным микроорганизмам не просто адгезироваьтся к внутренней оболочке, выстилающей камеры сердца, этому способствует постоянный ток крови. Поэтому для развития патологии необходимы особые условия:

• общие факторы;

• местные факторы.

К первым относят тромбоэмболии, нарушения работы иммунной системы, которые могут возникнуть при лечении сильнодействующими медикаментами; при злоупотреблении алкоголя, приеме наркотиков; после оперативного вмешательства; у пожилых; при бактеремии; при хронических очагах инфекции в организме.

Ко вторым относятся: ранее перенесенная патология эндокарда, врожденные анатомические повреждения клапанов, нарушение внутрисердечной гемодинамики.

Клиническая картина

Симптомы и лечение инфекционного эндокардита взаимосвязаны. Терапия назначается индивидуально в зависимости от длительности протекания болезни, возраста больного, разновидности возбудителя, анамнеза (в частности, проводилось ли ранее антибактериальное лечение).

Заболевание может протекать с неспецифичными симптомами, маскирующимися под другие болезни. Клиника инфекционного эндокардита обусловлена в большинстве случаев бактериемией, токсинемией. Пациенты жалуются на общую слабость, снижение работоспособности, отдышку, плохой аппетит, головные боли, беспричинное снижение веса.

Характерный признак патологии — лихорадочное состояние с подъемом температуры, ознобом, потливостью. Развивается анемия, поэтому наблюдается бледность эпидермиса. Возможны кровоизлияния на коже, слизистых (ротовая полость, конъюнктива).

Кардиальные симптомы развиваются позже, при воспалении сердечной мышцы, развитии аортального либо митрального порока сердца. Постепенно появляется одышка при слабой физической активности, затем в спокойном состоянии; боли в сердце (умеренные, реже острые, напоминающие приступ стенокардии); тахикардия. При прогрессировании патологии клиническая картина включает симптомы левожелудочковой недостаточности.

Симптомы у взрослых и диагностика инфекционного эндокардита:

• Физиакальное исследование. Врач отмечает бледность кожи; худое телосложение; фаланги пальцев в виде барабанных палочек; геморрагические высыпания на ногах, грудине; отечность нижних конечностей; набухшие вены на шее.

• Аускультация. Влажные застойные хрипы в легких, ослабевание тонов, диастолический, систолический шум.

• Общий анализ, биохимия. Выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ, диспротеинемия, С-реактивный белок, увеличение уровня фибриногена, положительные осадочные пробы.

• Бакпосев. Рекомендуется брать кровь для анализа на пике лихорадки. Исследование позволяет выявить возбудителя.

• ЭхоКГ — позволяет обнаружить вегетации (больше 5 мм) на клапанах сердца.

Наиболее информативны МРТ, МСКТ сердца.

Лечение

Схема лечения инфекционного эндокардита назначается индивидуально и зависит от первопричины, вызвавшей патологию. Оно должно проводиться в стационарных условиях под наблюдением врачей. Лечение бакэндокардита независимо от возбудителя обязательно включает постельный режим, чтобы снизить нагрузку на сердце. Также назначается диетическое питание с ограничением жиров, соли, быстрых углеводов.

Но основу терапии составляет лечение инфекционного эндокардита антибиотиками. Конкретный препарат назначается после получения результатов бакпосева и определения возбудителя инфекции. Предпочтение отдается антибактериальным препарата широкого спектра действия.

Терапия инфекционного эндокардита часто проводится с использованием нескольких препаратов: пенициллинов и аминогликозидов.

Достаточно сложно поддается лечению эндокардит, вызванный грибковыми микроорганизмами. В этом случае назначается амфотерицин В на протяжении нескольких месяцев. Действующее вещество связывается со стероловым компонентом плазматической мембраны, приводит к нарушению ее защитных функций, разрушает чувствительные грибы. Также применяются другие антимикробные препараты (диоксидин, антистафилококковый глобулин и пр.).

Если имеются сопутствующие заболевания (воспалительное поражение сердечной мышцы, суставов, почек) добавляются НПВС: индометацин, диклофенак. Проводится дезинтоксикационная терапия. Практикуются также немедикаментозные способы лечения, а именно физиотерапия: плазмаферез, аутотрансфузия ультрафиолетом облученной крови.

Терапия всегда продолжительная: не меньше месяца, если возбудителем является стрептококк; не меньше 1.5 месяцев, если возбудитель — стафилококк; не менее 2 месяцев, если возбудитель — грамотрицательный микроорганизм. Необходимо принимать препараты непрерывно на протяжении назначенного курса, ни в коем случае не прерывать терапию. Иначе патогенная микрофлора приобретает резистентность к действующему веществу лекарства. В дальнейшем оно становится неэффективным, требуется более сильный и токсичный медикамент или сочетание одновременно нескольких препаратов.

Медикаментозное лечение септического эндокардита прекращается при условии полной нормализации температуры тела, гемодинамического профиля, лабораторных показателей крови, при отрицательных результатах бакпосева; устранении клинических проявлений болезни.

Если медикаментозное лечение бактериального эндокардита не приносит ожидаемых результатов в течение месяца, назначается оперативное вмешательство: хирургическая санация, замена или пластика клапана.

Кардиологическое отделение «Клиники АВС» объединяет знания, практический опыт, навыки выдающихся специалистов с современными медицинскими технологиями, методиками лечения кардиологических заболеваний. Ежегодно мы проводим сотни операций на сердце, сосудах. Команда профессионалов (кардиологов, кардиохирургов, ангиохирургов) совместно выполняет хирургическое лечение разной сложности. В распоряжении наших врачей оборудованные операционные комнаты, которые создают оптимальные условия для контроля состояния пациента при осуществлении сложных оперативных вмешательств. У нас есть все условия для улучшения состояния здоровья каждого пациента, который обратился к нам за помощью.

инфекционный эндокардит
эндокардит инфекционный
инфекционный эндокардит симптомы
эндокардит инфекционный симптомы