Приобретенные пороки сердца

Приобретенные пороки сердца

Порок сердца – патологический процесс, вызывающий угнетение и нарушение работы по перекачиванию крови. При этом поражаются сердечные перегородки, клапаны и непосредственно сам миокард. Процесс подразделяется на 2 основных типа – врожденный и приобретенный.

Пройти диагностику на наличие признаков порока сердца можно в нашем учреждении «Клиника ABC». Сервис располагает всем необходимым инновационным оборудованием и штатом опытных сотрудников. Мы проводим исследования и лечение сердечно-сосудистых патологий с применением индивидуальных схем терапии.

Что повреждается в сердце при пороке?

При пороках сердца область поражений и локализация очагов патологии зависит от причин, вызвавших болезнь.

Виды нарушений и симптомы приобретенного порока сердца:

• Поражение клапана. Процесс развивается на фоне ревматизма и сопровождается образованием митральных и трикуспидальных пороков – встречается среди людей молодого возраста от 10 до 30 лет. Также поражение клапана отмечается при развитии сифилиса у лиц старше 40 лет. В пожилом возрасте главной причиной заболевания является атеросклероз.

• Изменением ширины зазора между отделами сердца, с помощью которых осуществляется перетекание крови – митральная форма стеноза, сужение устьев аорты.

• Патологические процессы в области оболочек. Возникает в результате воспалительных процессов – ревматизма, сепсиса.

• Врожденные аномалии образуются в результате неправильного формирования сердечно-сосудистой системы.

Врожденные изменения в строении органа:

• незаращение баталлова протока;

• деформации в области межжелудочковой перегородки;

• изменения в расположении отводящих сосудов;

• стеноз в районе перешейка или легочной аорты.

В более редких случаях отмечается недоразвитость некоторых систем – желудочков.

Как определить вид порока?

Заболевание подразделяется на 3 класса в зависимости от степени тяжести протекания патологического процесса.

Классификация:

Простая форма. Данный тип болезни характеризуется повреждениями в области одного из клапанов.

Сложный тип. Отмечаются нарушения в области клапана, сочетающиеся с изменениями в просвете отверстий.

Комбинированный. Патология связана со множественными нарушениями в строении сердечных структур. Характерен для врожденных пороков сердца.

Для постановки точного диагноза необходимо пройти ряд обследований, включающих в себя ультразвуковую диагностику, МРТ, КТ, а также ангиографию.

Что влияет на декомпенсацию порока?

Процессы декомпенсации тесно взаимосвязаны с нарушением работы некоторых сердечных структур. Неполноценное закрытие клапанов приводит к обратному забросу крови, циркулирующей между отделами. Повторяющиеся эпизоды вызывают переполнение камер сердца и приводят к развитию застойных процессов.

Зауженное отверстие также провоцирует образование застоев. При этом кровь скапливается в одном из отделов органа, что ведет к развитию расширений и образованию гипертрофии.

При патологии снижается эластичность и работоспособность сердечных мышц. Процесс приводит к ухудшению циркуляции крови, неспособности проталкивать кровь по сосудам. В конечном итоге состояние провоцирует развитие гипоксии.

Что применяется для терапии порока сердца?

Лечение проводится посредством оперативного вмешательства, а также с помощью лекарственных препаратов. Лечение порока сердца без операции с помощью медикаментозной терапии подбирается согласно установленной форме патологии.

Группы препаратов:

• сердечные гликозиды;

• средства с мочегонным эффектом;

• препараты на основе калия и магния;

• стероидные средства, оказывающие анаболическое действие;

• витаминные комплексы – витамины группы B, C, E.

При необходимости и только при наличии показаний могут назначаться противоаритмические препараты, а также средства, понижающие свертываемость крови. Факультетская терапия митрального порока сердца может быть проведена только при наличии показаний и с разрешения лечащего врача.

Хирургическое вмешательство проводится в условиях стационара с обязательными подготовительными и профилактическими процедурами – ингаляции, прогулки, кислородные ванны, диетическое питание.

Почему нужна операция?

Врожденные или приобретенные пороки сердца требуют постоянного контроля со стороны специалистов, так как состояние может осложняться. В тяжелых случаях необходимо проведение хирургических операций, так как аномалии в строении органа и структур не поддаются медикаментозному лечению.

Согласно статистическим данным заболеванию подвержено более 60% детей в возрасте до 14 лет. Более 70% из данной группы пациентов погибают без проведения операций.

По показаниям, а также при легком поражении оперативные мероприятия могут быть перенесены на более позднее время, пока у ребенка не сформируется иммунная система.

Какие осложнения возможны при отказе от операции?

Последствия могут отражаться не только на работе сердца, но и затрагивать другие внутренние органы. Осложнение приобретенного порока сердца может приводить к таким же последствиям, что и врожденные формы аномалий.

Виды осложнений:

• Сердечно-сосудистая система: учащение приступов сердечной недостаточности, ухудшение проводимости (аритмии), септическая форма эндокардита, развитие ревмокардита.

• Дыхательная система: хронический бронхит, ОРВИ, пневмония.

• Центральная нервная система: тромбоэмболии, развитие абсцессов в головном мозге, ишемические заболевания, кровоизлиятельные процессы.

В связи с чем, операции рекомендованы проводить еще в младенческом возрасте.

Виды оперативных вмешательств

Хирургическое лечение подбирается кардиохирургом в зависимости от установленной формы порока.

Виды терапии:

• Перевязка или пересечение баталлова протока.

• Ушивание, наложение специальных заплаток для устранения дефектов в области перегородок.

• Установка стентов при сужении сосудов.

• Установка имплантов или трансплантантов при нарушениях в работе клапанной системы.

• Комиссуротомия – установка специальных приспособлений, препятствующих сращению атриовентрикулярного отверстия.

При этом клапаны могут быть как механические – выполненные из металла и требующие постоянного приема антикоагулянтов, так и биологические – изготовленные из тканей человека или свиньи.

При тяжелых формах порока хирургические процедуры могут проводиться повторно.

Лечение в послеоперационном периоде

После проведения операций пациент некоторое время должен находиться под постоянным наблюдением. При этом необходимо постоянное отслеживание состояния и показателей больного – уровня артериального давления, частоты сердечных сокращений, ритмов дыхания.

При необходимости применяются обезболивающие препараты или кислородные процедуры. Назначаются инфузийные растворы на основе витаминов и минералов, а также антибактериальные препараты, препятствующие развитие инфекций и воспалительных процессов.

Факультетская терапия приобретенного порока сердца проводится только с разрешения наблюдающего врача.

При установке искусственного клапана назначаются антикоагулянты. При этом необходимо придерживаться определенных правил питания, исключающих употребление продуктов, содержащих витамин K.

Как восстанавливается физическая активность?

Период реабилитации продолжается в течение 3-6 месяцев. Первые три месяца не рекомендуется поднимать тяжести весом более 5 кг.

К управлению транспортным средством можно приступить только по истечении 3-х месяцев после операции.

Прогноз

Прогноз в большинстве благоприятный. Однако рецидивы заболевания в значительной степени снижают шансы на полное выздоровление. При несвоевременной терапии приобретенный порок сердца у взрослых и детей может привести к инвалидности.

При перевязке баталова протока послеоперационная смертность составляет до 3%.

Укрепление и усиление иммунитета помогает быстрее восстановиться и начать полноценную жизнь.

Пройти диагностику и получить необходимую помощь специалистов при пороках сердца можно в нашей клинике. Мы предоставляем различные виды медицинских услуг, оказываем помощь в восстановлении и реабилитации после проведения оперативных вмешательств. Индивидуальный подход позволяет назначить эффективное лечение приобретенных пороков сердца у взрослых и детей и сократить риски развития рецидивов. Записаться на прием к кардиологу можно по указанным номерам.

приобретенные пороки сердца
порок сердца приобретенный симптомы
осложнение приобретенного порока сердца
приобретенные пороки сердца факультетская терапия