Стенокардия напряжения

Стенокардия напряжения

Согласно клиническим данным стенокардия является одним из наиболее распространенных заболеваний среди сердечно-сосудистых патологий. По статистике на 1 миллион человек приходится около 40 тысяч пациентов с подобным диагнозом. Заболеванию в большинстве подвержены мужчины, особенно пожилого возраста. Уровень пациентов (среди мужчин, достигших 50-летнего возраста) составляет от 2 до 5%. Среди женской части населения данный показатель варьируется в пределах 1%. С возрастом частота возникновения патологии возрастает в несколько раз, в связи с чем, заболевание требует лечения и отслеживания динамики развития.

Пройти диагностику на определение признаков стенокардии или получить консультацию специалиста по поводу терапии можно в нашем медицинском учреждении «Клиника ABC». Мы предоставляем различные виды диагностики, выполняемые при помощи современного оборудования, и эффективные методы лечения с индивидуальным подходом к каждому пациенту.

Описание болезни

Стенокардия – патологический процесс, относящийся к сердечно-сосудистым нарушениям и характеризующийся недостаточным поступлением кислорода к сердечной мышце. Состояние возникает на фоне различных нарушений в области сердца – сужения просветов в сосудах, образования сосудистых бляшек.

Наличие болевого синдрома при развитии патологии обусловлено усилением кровотока и, как следствие, возрастанием давления. Связан процесс с чрезмерными физическими нагрузками, отчего заболевание получило название – стабильная стенокардия напряжения. При отсутствии каких-либо терапевтических мер состояние пациента значительно ухудшается и приводит впоследствии к инфаркту.

Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения патология подразделяется на 2 основных вида – напряжения и покоя.

Первый тип заболевания также классифицируется на несколько видов:

• болезнь, возникшая впервые или первичная – имеет непродолжительный период действия, в большинстве случаев проходит самостоятельно;
  • стабильная стенокардия напряжения это стенокардия напряжения, возникающая на фоне однотипных физических нагрузок;
  • прогрессирующая стенокардия – потенциально опасное состояние, приводящее в конечном итоге к инфаркту или внезапной остановке сердца.

Также заболевание подразделяется на классы по принципу функциональности.

Основные классы:

1. ФК 1. Признаки болезни наблюдаются только при усиленных физических нагрузках.
  2. Второй класс. Состояние характеризуется развитием болевых ощущений в области сердца при подъеме по лестнице выше 2-го этажа или при прохождении больших расстояний – более 1 км.
  3. Третий класс. Болевые ощущения развиваются при прохождении небольших расстояний. При этом движения непроизвольно ограничиваются.
  4. ФК 4. На данном этапе сильные боли в области сердца возникают даже при небольшой активности или передвижении.

Первые 2 типа болезни не представляют серьезной опасности для здоровья пациента. Однако при возникновении болевых или дискомфортных ощущений в районе грудной клетки рекомендуется обратиться к специалисту.

Причины возникновения

Главным факторам развития состояния является чрезмерная (повышенная) физическая активность. Однако отмечается ряд дополнительных признаков, способствующих развитию стенокардии.

Возможные причины:

• атеросклероз – вызывает закупорку просвета сосудов;
  • тромбоз – может приводить к резкому сужению сосудов;
  • пониженное давление;
  • спазмическая гиперактивность коронарных артерий; резкое и болезненное увеличение миокарда;
  • гипертонический криз; тахикардия, аритмия; психоэмоциональные перегрузки;
  • наличие камней в желчном или мочевом пузыре;
  • лишний вес (ожирение);
  • злоупотребление спиртными напитками, курение.

Патология также подразделяется по факторам развития: физиологическая – связана с особенностями организма пациента, вторичная – вызвана возрастными изменениями, психологическими факторами или вредными привычками.

Симптомы

Главные симптомы стенокардии напряжения – болезненные ощущения в области сердца. Степень болевого синдрома зависит от индивидуальных особенностей организма человека, а также факторов, спровоцировавших развитие болезни.

Большинство пациентов отмечает резкие и острые приступы боли, сопровождающиеся ощущением сдавливания и сверления. Иногда характер болевых ощущений бывает тянущим или жгучим.

В большинстве случаев локализация болей отмечается за грудиной или в области левой лопатки. В редких случаях симптомы стенокардии напряжения проявляется в районе поясницы или левой ноги.

Однако симптомы и лечение стенокардии напряжения не зависят от факторов, вызвавших болезнь. Часто патология сопровождается одышкой, возникновением холодного липкого пота, бледностью кожных покровов, учащенным пульсом и сердцебиением. В редких случаях пациенты испытывают позывы к мочеиспусканию.

Диагностика

Диагностировать заболевание можно, исходя из симптомов и жалоб пациента. Однако наиболее эффективным методом определения патологии является ЭКГ (электрокардиограмма). Дополнительно могут назначаться различные исследования, фиксирующие работу сердца в период расслабления, нагрузки, сна, отдыха. Одним из подобных способов диагностики является суточное монтирование или Холтер ЭКГ.

Дополнительные методы:

• УЗИ сердца.
  • Общий и биохимический анализ крови.
  • Коронарная ангиография (рентген).

В редких случаях назначается специфический метод диагностики – сцинтиграфия миокарда. Процедура позволяет определить степень поражения коронарных артерий.

Как лечится

О том, как лечить стенокардию напряжения, должен сообщить лечащий специалист (кардиолог).

Наиболее часто назначается медикаментозное лечение, включающее в себя прием антиангинальных препаратов – нитроглицерина, динитрата, верапамила. В качестве дополнительных лекарственных средств назначаются препараты, обладающие противосклеротическим действием – симвастатин, правастатин.

В состав комплексной терапии также входят средства, способствующие разжижению крови – аспирин – и препараты, усиливающие метаболизм – триметазидин.

Эффективность лечения зависит от соблюдения всех профилактических мер и устранения провоцирующих факторов, таких, как контроль массы тела, отказ от вредных привычек.

В тяжелых и запущенных случаях может назначаться хирургическое вмешательство в виде пластики коронарных артерий или аортокоронарного шунтирования.

Приступы. Первая помощь

При приступах заболевания необходимо прекратить любую физическую активность и обеспечить пострадавшему состояние покоя. При этом следует принять или дать пациенту 1 таблетку нитроглицерина и помочь усадить его на ровную поверхность.

Также необходимо обеспечить доступ свежего воздуха и, в случае необходимости, вызвать бригаду медицинской скорой помощи.

Последствия и профилактика

Последствия стенокардии могут представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни пациента. Наиболее опасными являются такие состояния, как аритмия, острый инфаркт или внезапная остановка сердца, а также развитие хронической сердечной недостаточности.

Профилактические мероприятия:

• Частичный или полный отказ от употребления жирной пищи. При этом продукты животного происхождения рекомендуется заменить на растительную пищу.
  • Употребление свежих фруктов и овощей.
  • Снижение массы тела, соблюдение диеты.
  • Отказ от спиртных напитков и курения.
  • Систематическое посещение специалиста – профилактический осмотр, консультация с врачом о том, что такое стенокардия напряжения и как ее предотвратить.

При соблюдении профилактики и рекомендаций специалиста риски обострений минимальны.

Здоровый образ жизни

Ведение здорового образа жизни подразумевает под собой отказ от вредных привычек и выполнение умеренной физической активности. При этом рекомендуется заниматься такими видами спорта, как хождение на лыжах, плавание, танцы.

Тренировки следует начинать с минимальных нагрузок и непродолжительный период времени – не более 20 минут в день, постепенно увеличивая показатель до 40 минут.

Наша «Клиника ABC» помогает не только проводить диагностику или подскажет как лечить стенокардию напряжения, но и разрабатывает специальные методы адаптации и тренировок после перенесенного заболевания. Индивидуальные схемы терапии позволяют полноценно и эффективно справиться с патологией и быстро вернуться к нормальной жизни.

Для записи на прием к кардиологу необходимо обратиться по указанным телефонным номерам.

стенокардия напряжения
стенокардия напряжения симптомы
стабильная стенокардия напряжения
стенокардия напряжения лечение