Лечебный массаж шейно-воротниковой зоны

Лечебный массаж шейно-воротниковой зоны

Самой уязвимой областью позвоночного столба является именно шея. Местные ткани в большей степени подвержены дегенеративным изменениям, повреждению и сдавлению нервов, сосудов, мышечных волокон, связок. Это приводит не только к хроническим болям, но и к ухудшению мозгового кровообращения.
В результате человек страдает от мигреней, повышенной утомляемости, астении. Чтобы устранить спазм и болезненность, улучшить кровоток, необходимо регулярно выполнять лечебный массаж шейно-воротниковой зоны.

Анатомические особенности

В зоне шейного отдела позвоночника присутствует естественный лордозный изгиб, обращенный вперед. Начиная с 4-го по 7-й, шейные позвонки разделены межпозвонковыми дисками — хрящевыми пластинками, выполняющими амортизирующую роль. Гиподинамия, длительные статичные позы приводят к их истиранию, истончению и образованию грыж.

Грыжи оказывают давление на позвоночные артерии, проходящие в поперечных отростках позвонков. Это провоцирует недостаточность мозгового кровообращения. Лечебный массаж пораженной воротниковой зоны позволяет частично восстановить кровоток, компенсировать его за счет движения крови по коллатералям.

Шейный отдел отличается хорошей мобильностью, слабыми мышцами, маленькими позвонками. При этом на него приходится значительная нагрузка — отсюда высокая вероятность травмы. Малейшее повреждение, воздействие на шейный позвонок вызывает его смещение. Результат предсказуем — возникает сужение артерий, ухудшается ток крови к мозгу. Лечебный массаж шеи в этом случае обязательно включают в комплексную терапию после проведения основных мероприятий.

Лечебный массаж шеи необходимо проводить при следующих патологиях:
  • остеохондроз с его симптоматикой — мигрени, тугоподвижность шеи, онемение рук;
  • кривошея;
  • сколиотическая деформация позвонков (начальные стадии);
  • невралгии и невротические расстройства;
  • вегетососудистая дистония;
  • травмы шеи (в период восстановления);
  • гипотензия и гипертензия — лечебный массаж воротниковой зоны позволяет нормализовать артериальное давление;
  • депрессивные состояния, бессонница.
Ухудшение притока крови к структурам мозга ведет и к когнитивным, мнестическим нарушениям, расстройствам сна, сосудистым кризам. Вертебробазилярная недостаточность проявляется также тошнотой, головокружениями, головными болями, общим недомоганием, хронической усталостью, проблемами с координацией. Все эти симптомы, а также напряжение мышц шейно-плечевого пояса, болезненность в верхней части спины требуют проведения массажа.

Процедура рекомендована при малоподвижном образе жизни, частых стрессах, нервных расстройствах и остеохондрозе.

Лечебный массаж при неосложненном остеохондрозе шейного отдела позвоночника

Помимо сдавления артериальных сосудов и снижения высоты позвонков, при ШОХ нередко защемляются нервные пучки. Это провоцирует спазм мышц соответствующей области тела, онемение и иные парестезии верхних конечностей.

Шейный остеохондроз обычно развивается на фоне физических нагрузок (ношения тяжестей на плечах), частого и продолжительного пребывания в статичной позе (офисная работа, швеи, диспетчера, водители и пр.). Вместе с нервами и сосудами при остеохондрозе страдают и мышцы шеи — от тяжести воздействия и напряжения, а иногда и от судорог.

Лечебный массаж при шейном остеохондрозе — эффективный способ получить ремиссию и избавиться от неприятных симптомов. При регулярном проведении манипуляции процедура позволяет приостановить течение болезни и предотвратить более серьезные изменения в хрящевых и костных структурах.

Массаж делают в положении лежа на животе. Для удобства и большего прогревания тканей специалист использует массажное масло. Позвоночник во время воздействия не затрагивается. Длительность сеанса около получаса.

Процесс делится на три этапа:
  • Растирания. Движения плавные, круговые. Массажист сверху вниз разминает шейные мышцы, с обязательной проработкой ромбовидной. Затем движения повторяют по направлению к затылку.
  • Лечебный массаж с работой над воротниковой зоной. Движения выполняют большими пальцами или костяшками, с захватом тканей, сверху вниз и назад, а потом в обратную сторону. Сила воздействия плавно увеличивается.
  • Расслабляющий этап. Постепенно снижается интенсивность движений. В конце повторно растирают всю область ладонями. После окончания сеанса пациент лежит некоторое время, плечи и шею прикрывают теплым полотенцем.

Противопоказания

Противопоказания к лечебному массажу только воротниковой зоны при остеохондрозе можно поделить на временные и абсолютные. Обычно воздействие проводят после того, как стихают воспалительные процессы и нормализуется общее самочувствие.

Когда запрещено выполнять процедуру:
  • Локальные процессы в шейно-воротниковой области (папилломы, раны, фурункулы, дерматиты, ссадины);
  • Инфекционные болезни (в том числе грибкового происхождения);
  • Травмы шеи в остром периоде;
  • Гипертония при высоком давлении;
  • Сердечная недостаточность в стадии декомпенсации;
  • Воспаление в зоне головы, шеи, верхнего участка спины.

Как проходит лечебный массаж шейно-воротниковой зоны

Выбор техники зависит от цели массажа. Иногда процедуру совмещают с вакуумными банками или аппаратной методикой.

Классический вариант требует проработки:
  • Области надплечий;
  • Плечевых суставов;
  • Вертебральных, дельтовидной и трапециевидной мышц;
  • Шейно-черепного сочленения.
Пациент может занять позу сидя (с опорой для головы) или лечь на кушетку. Алгоритм представляет собой чередование определенных приемов: поглаживания, растирания, разминания, вновь растирания, вибрационных движений. Завершается сеанс поглаживанием, которое дает расслабляющий эффект.

Растирание необходимо для разогрева мышц, улучшения трофики. Его обычно выполняют обеими руками, реже подушечками пальцев.

Самый главный прием лечебного массажа больной шеи — разминание. Оно занимает 60% от всего времени воздействия. Интенсивность движений увеличивают постепенно. Нельзя допускать боли и выраженного дискомфорта.

Польза

Спазм шейных мышц негативно отражается на мозговом кровообращении, что запускает дегенеративные процессы во всем организме. Снятие мышечных блоков, восстановление кровотока по позвоночным артериям дает следующие эффекты:
  • Улучшается микроциркуляция в шейно-воротниковой области, исчезает отек — в результате снижается интенсивность болевых ощущений в мышцах, чувство напряжения, высвобождаются защемленные нервные корешки;
  • Нормализуется сон, пропадают головные боли;
  • Повышается жизненный тонус, общее самочувствие;
  • Корректируется осанка;
  • Улучшается функционирование внутренних органов, так как лечебный массаж шеи оказывает воздействие на рефлексогенные точки, находящиеся в этой области.
Целебный эффект распространяется на другие органы и системы: пищеварения, дыхания, выделения. Происходит это потому, что в районе плечевого пояса и шеи находятся проекционные зоны, рефлекторная дуга которых заканчивается на органах-мишенях — почках, поджелудочной железе, печени, селезенке, ободочной кишке.
Таким образом, лечебный массаж шейно-воротниковой зоны обладает не только локальным действием, но и общеукрепляющим.

ОписаниеЦена, руб.
Массаж грудного отдела позвоночника (продолж-ть 15-20 минут)1400 рублей