Лечебно-реабилитационный массаж

Лечебно-реабилитационный массаж

Мышечные спазмы приводят к дисфункции органов, а фисциальное напряжение становится причиной болей в суставах. Глубокая проработка мышц помогает избавиться от негативных последствий травм, инсультов и инфарктов. Массаж в период реабилитации назначается врачом в зависимости от диагноза.

Разновидности лечебного массажа

Широкий спектр воздействия и благотворное влияние на весь организм – это отличительные черты лечебного массажа. Для курсового применения нет необходимости принимать медикаменты. Список противопоказаний минимален. Массаж в период реабилитации эффективен для общего укрепления организма в комплексе терапевтических мер и как самостоятельная процедура. Его назначают для лечения:
  • суставов и костно-мышечной системы;
  • нервов и дыхательных путей;
  • сердца и сосудов;
  • органов пищеварения.
Лечебный массаж замедляет процесс отложения солей, нормализует артериальное давление и исправляет осанку. В зависимости от поставленной задачи применяются такие виды лечебного массажа.

Классический.

Выполняется в области поражения. Используются классические приёмы. Не учитывается рефлекторная составляющая.

Периостальный.

Нажим совершается на болевые точки, рефлекторно связанные с больными органами. Отлично подходит для лечения суставов и костно-мышечной системы.

Точечный.

Прорабатываются рефлексогенные точки. После лечебного массажа облегчается боль, снимается нервное напряжение и спазм в органах, связанных с точками, на которые производилось воздействие.

Соединительнотканный.

Воздействие производится на соединительные ткани, которые располагаются в местах, связанных рефлексами с больными органами.

Рефлекторный.

Стимулируются нервные окончания, связанные со спинным мозгом. Именно он посылает импульсы к выбранным органам.

Аппаратный.

Применяется для технологичного воздействия с применением ультразвука, инфракрасного излучения, вакуума, вибраций и электрических импульсов.

Массажные практики широко применяются в периоды реабилитации. Профессиональное воздействие снимает болевой синдром с позвоночника. Использование приёмов рефлекторного массажа позволяет отменять лекарственные блокады и приём анальгетиков.

По локализации также выделяют разновидности лечебного массажа. Он делается в области головы, шейно-воротниковой зоне, в грудном отделе, на пояснице и крестце. Проводится также массажное воздействие на конечности.

Показания и противопоказания

Для лечения разных недугов проводятся курсы восстановительного массажа. После нескольких процедур пропадают боли в пояснице, шее и спине. Показанием для проведения курса являются такие заболевания и состояния:
  • остеохондроз, невралгии и невриты;
  • ушибы, растяжения сухожилий;
  • артриты в хронической стадии;
  • радикулиты и параличи;
  • артериальная гипотония и гипертония;
  • реабилитация после инфаркта и инсульта;
  • стенокардии и недостаточность сердечной мышцы;
  • бронхит и астма, воспаление лёгких;
  • переломы на разных стадиях срастания костей;
  • хронический гастрит или язвенная болезнь.
Лечебный массаж не проводится, если у человека поднялась температура или заболевание перешло в острую фазу. Не назначают сеансы пациентам, у которых существует риск кровотечений. Гнойные процессы, появление сыпи или аллергической реакции также станет препятствием для встречи с массажистом. Не делается он при лёгочной, почечной, печёночной или сердечной недостаточности 3 степени. Есть ещё некоторые противопоказания, которые врач исключает перед назначением восстановительного массажа.

Массаж после травм

Методика без принятия медикаментов применяется для снятия отёков и стимуляции кровотока, уменьшения отёчности и подготовки к упражнениям ЛФК. Это помогает активизировать мышцы и восстановить их функциональность.

Эффективным может быть только курсовое лечение, которое включает от 10 до 20 процедур. Залогом успешного восстановления является соблюдение плана реабилитации. Методика применяется после травм, коленного, тазобедренного или других суставов, голеностопа, конечностей, спины, плечевого пояса или шеи.

Лечебный массаж после инсульта или инфаркта

Последствием инсульта часто является паралич конечностей. В сочетании с другими методиками применяются курсы восстановительного массажа. Они помогают ускорить процесс выздоровления, вернуть активность мышц и чувствительность, которая была утрачена в момент кровоизлияния в мозг или ишемического приступа. Процедура назначается перед физиотерапией. Без неё мышцы пациента не подготовлены к серьёзной нагрузке, которая предстоит.

Массажные методики, применяемые для лечения пациентов, перенёсших инфаркт миокарда отличаются от классических. Массажный сеанс назначается сразу после восстановления жизненных показателей. Он проводится два раза в сутки. Стимуляция кровообращения в периферийных тканях снимает нагрузку на сердечную мышцу. Это является главной задачей процедуры. За счёт понижения нагрузки на поражённый миокард уходят боли, и улучшается питание мышцы, стимулируется кровоток и снижается риск осложнений от застойных явлений.

Массаж после оперативных вмешательств

Раннее применение массажных методик оказывает общее воздействие на организм, ослабленный стрессом, которым является операция. После процедуры:
  • улучшается кровообращение и лимфоток;
  • стимулируются регенеративные процессы;
  • предупреждаются послеоперационные осложнения, связанные с застоем крови;
  • улучшаются трофические процессы в органах и тканях;
  • стимулируется работа ЖКТ и других систем организма;
  • устраняется риск тромбозов, пареза кишечника или застоя лёгких.
Массаж назначается пациентам, перенёсшим абдоминальные и торакальные оперативные вмешательства. На каком сроке начинать применять процедуры, и сколько сеансов понадобится, решает врач. Он выбирает подходящую методику с учётом состояния больного.