Лечебный массаж коленного сустава

Лечебный массаж коленного сустава

Коленный сустав — это самое крупное и сложное сочленение в организме. Он обеспечивает подвижность ноги во всех возможных направлениях, координирует тело в пространстве. Эта область должна выдерживать ежедневные интенсивные нагрузки, вес туловища и при этом не деформироваться. Любая травма, небольшой сбой в данной зоне приводит к нарушению функции всей конечности. На помощь в таких ситуациях приходит лечебный массаж коленного сустава, позволяющий не только избавиться от болевого синдрома, но и вернуть утраченную свободу движений.

Анатомия коленного сустава

В состав колена входят:
  • нижний конец бедренной кости;
  • верхний конец большеберцовой кости;
  • крупная сесамовидная кость, выполняющая защитную функцию — надколенник.
Сустав имеет шесть синовиальных сумок — полостей, заполненных специальной жидкостью синовией, обладающей высокими амортизирующими свойствами. Сумки необходимы для изоляции трущихся частей. Во время лечебного массажа больного коленного сустава, воздействуя на нервные окончания, массажист улучшает местный кровоток. Благодаря этому внутрь сочленения поступают питательные вещества, необходимые для выработки синовии.

Другой важной составляющей, помогающей амортизировать и стабилизировать весь сустав, являются мениски — хрящевые прокладки. Они расположены с внутренней и наружной стороны колена.

Все костно-хрящевые структуры воедино удерживает связочный аппарат. Именно связки (на втором месте мениски) являются самым травмоопасным местом.
Всего их различают три группы:
  • внутрисуставные — крестообразные и поперечная;
  • боковые — больше- и малоберцовая, со стороны одноименных костей;
  • задние — дугообразная, подколенная, медиальная и латеральная.

При травме связок лечебный массаж колена помогает уменьшить отек и снизить интенсивность боли. Продолжительность манипуляции не должна превышать 15-20 минут. При выраженной чувствительности, дискомфорте обязательно делают перерывы.

Лечебный массаж при травме менисков коленного сустава применяют в ранний послеоперационный период. Он позволяет запустить регенераторные процессы, улучшить кровообращение, снизить выраженность воспаления и быстрее восстановить функцию нижней конечности.

Показания для лечебного массажа колена

При любой патологии к массированию пораженной зоны можно приступать после завершения воспалительного процесса, то есть в стадии ремиссии. Работать с больным, воспаленным суставом категорически запрещено!

Показания к выполнению лечебного массажа коленного сустава обширны:
  • регулярные интенсивные физические нагрузки (спорт, тяжелый труд);
  • реабилитация после перенесенных операций и травм, в том числе переломов, вывихов;
  • гонартроз;
  • стадия ремиссии при хроническом синовите, ревматоидном артрите;
  • период после излечения острого синовита;
  • реабилитация после бурсита;
  • патологии колена на фоне системных соединительнотканных заболеваний.

Выполнять лечебный массаж коленного сустава в целях профилактики рекомендуется всем, кто страдает другими патологиями костно-суставной системы (остеохондрозом, плоскостопием), а также при избытке массы тела. Лишний вес, проблемы с позвоночником приводят к повышенной нагрузке на колено. В результате повышается риск развития воспалительно-дегенеративных процессов.

Показан лечебный массаж колена также при отечности, ощущении тяжести в ногах, при варикозном расширении вен. Облегчит он жизнь и беременным, людям, которые вынуждены длительное время находиться в статичной позе, а также тем, кто имеет предрасположенность к остеопорозу.

Противопоказания к выполнению лечебного массажа больного коленного сустава:
  • местный воспалительный процесс;
  • открытая рана;
  • кожные заболевания в зоне проведения процедуры, особенно гнойного характера;
  • варикозная болезнь на последних стадиях с трофическими нарушениями;
  • онкологические процессы;
  • нарушение свертываемости крови, кровотечения, менструация;
  • обострения хронических болезней, инфекции;
  • высокая температура;
  • психомоторное возбуждение.
Перед тем, как приступить к выполнению лечебного массажа поврежденного колена, опытный специалист обязательно выясняет сроки травмы, сопутствующие патологии, уточняет наличие перечисленных противопоказаний.

Как проходит лечебный массаж коленного сустава

Пациент лежит на спине, руки — вдоль тела. Под колени кладут специальные валики. Движения выполняют к центру от периферии, симметрично, на больном и здоровом сочленениях.

Лечебный массаж коленного сустава проводят при комнатной температуре, на расслабленных мышцах. Масла, крема не используют, так как при сухом массаже лимфа и кровь движутся быстрее. В первое время после травмы разрешаются только легкие массажные участки в области, смежной с поврежденной (голень, бедро).

Основные приемы для лечебного массажа колена:
  • Поглаживание. Используют в начале и конце, выполняют медленно, расслабленной рукой. Устраняет отек и боль.
  • Растирание. Дает возможность ускорить рассасывание рубцов, инфильтратов, увеличить подвижность сочленения.
  • Разминание. Движения быстрые, короткие, кончиками пальцев. Эффективно при гематомах, отеках.
  • Вибрация (рубление, потряхивания, удары). Восстанавливает кровообращение, ускоряет лимфоотток.
  • Выжимание. Выполняется запястьем, вдоль мышц, ритмично и спокойно. Улучшает кровоток, снимает отеки.

Польза от лечебного массажа колена

Лечебный массаж колена основан на рефлекторных реакциях. В коже сустава и в мягких тканях находится множество нервных рецепторов. Они воспринимают массажные движения как внешний раздражитель и реагируют на него передачей нервных импульсов в мозг. Мозг в ответ посылает встречные сигналы, которые стимулируют одни процессы и затормаживают другие.

Лечебный массаж коленного сустава способствует:
  • активному рассасыванию отека, скопившегося транссудата за счет ускорения оттока лимфы;
  • снижению интенсивности болевых ощущений;
  • усилению местного кровотока, за счет чего в массируемый участок поступает больше питательных веществ и кислорода;
  • стимуляции тканевой регенерации на ранних этапах, благодаря чему снижается риск контрактур и атрофии.
Лечебный массаж колена позволяет быстрее восстановить былую активность, а при тяжелых повреждениях — значительно улучшить качество жизни.

ОписаниеЦена, руб.
Массаж нижних конечностей (продолж-ть процедуры - 20-30 минут)2050 рублей